menu
Стратегия «Алтай-2050»
Account

Стратегия «Алтай-2050»

Подходы к разработке Стратегии

Разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 г. и на долгосрочную перспективу до 2050 г. (далее – Стратегия «Алтай-2050» или Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «живой» системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его направлений специализации. Система отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:

  • Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции.
  • Доктрина развития: определение приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели – цели – задачи).
  • План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий в рамках флагманских проектов, с возможностью выделения непроектных мероприятий.

Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемой территории относительно других территорий в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластерами и флагманскими проектами).

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции территорий и предприятий, так и для повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно.

Поскольку прямое измерение и сравнение территорий по направлениям конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий развития.

Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:

  • Регион в целом.
  • Базовые экономические комплексы и отрасли.
  • Межотраслевые кластеры.
  • Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.